Конференция «Научно-философское наследие П. А. Кропоткина в контексте истории и современности»

Философский факультет и факультет государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова  приглашает Вас принять участие во Всероссийской научной конференции «Научно-философское наследие П. А. Кропоткина в контексте истории и современности», посвященной 180-летию со дня рождения П.А. Кропоткина.

Сроки проведения конференции – 9-10 декабря 2022 г.

9 декабря планируются пленарное и секционные заседания конференции в помещениях философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В этот же день планируется проведение молодежной секции для студентов и аспирантов.

10 декабря планируются круглый стол и экскурсия в Доме-музее П. А. Кропоткина Музея-заповедника «Дмитровский Кремль».

В рамках научной конференции предполагается обсудить проблемы по следующим направлениям:

  • философские идеи П. А. Кропоткина. Этика взаимной помощи в природе и обществе;
  • творческое наследие П. А. Кропоткина в области естественных наук;
  • общественно-политическое наследие П. А. Кропоткина.
  • его вклад в теорию анархизма и федерализма;
  • П. А. Кропоткин – исследователь истории Великой французской революции;
  • биография и общественно-политическая деятельность П. А. Кропоткина.
     

По итогам работы научной конференции планируется издать сборник материалов.

Для участия в конференции просим до 28 ноября 2022 г. прислать название и аннотацию Вашего доклада (не более 1000 знаков) на электронный адрес: rublev773@gmail.com (Дмитрий Иванович Рублев).

 

Кропоткин Пётр Алексеевич (1842–1921) происходит из знатного княжеского рода Рюриковичей. Ещё в юности вполне определенной блестящей карьере придворного Кропоткин предпочел альтернативу бурной и опасной революционной стези. Путешествуя во главе казачьей экспедиции по дебрям Восточной Сибири и Дальнего Востока и познакомившись с бытом местного населения, он ощутил востребованность анархистских идей. Окончательно в выбранном векторе саморазвития Кропоткин утвердился после знакомства в Швейцарии с Д. Гильомом, А. Малоном, А. Швицгебелем и др. членами Юрской федерации Первого Интернационала – "федералистами", пропагандировавшими идеи М. А. Бакунина. Вернувшись в Россию, Кропоткин с головой ушел в революционную деятельность, что стоило ему свободы. Организованный друзьями удачный побег из Николаевского госпиталя стал началом более чем 40-летней эмиграции. Социально-политическое наследие Кропоткина является своеобразным продолжением бакунинской анархистской теории, дополненной гуманистическими нотами, призывами к взаимопомощи, творческому умственному саморазвитию. «Этика» стала итоговым, незавершённым, трудом Кропоткина, как бы подытожившего всю жизнь мыслителя. К своей концепции анархо-коммунизма он пришел через тернии идейных сомнений и революционной борьбы, демонстрируя эволюционирование от крайних форм насилия и террора, допускавшихся им для достижения целей подавления сопротивления государства («Речи бунтовщика», «Хлеб и воля») к более гуманным формам социального взаимодействия. Кропоткин стал свидетелем большевистского Октябрьского переворота и оказался в водовороте событий политического противостояния. Разработанная Кропоткиным анархистская теория получила возможность воплотиться на практике, но действительность оказалась намного жёстче и трагичнее многих предложенным схем.